Как формировалась армия при в период напоолоеновской войны? . 100 за ответ!
ответ:
объяснение:
важно отметить и последствия победы над наполеоном для армии. необходимо обозначить, что в области военного искусства в европе в первой четверти хiх столетия продолжали активно бороться две тенденции. еще с хviii в. законодательницей «военной моды» долгое время оставалась военная система фридриха великого (организация, построение, маршировка, дисциплина, выправка, единообразие) и доминировали разработанные пруссаками тактические постулаты (линейные построения, маневрирование, действие конницы, ведение «малой войны» и т. армия считалась образцовой, а теоретики оказывали мощное влияние на сознание военачальников всей феодальной европы, включая и россию. новая же военная доктрина (получившая в название «тактика колонн и рассыпного строя») стала активно осмысляться в европейских армиях лишь после громких побед французского оружия в начале хiх в.
в россии из этих двух главных направлений военного дела на рубеже двух веков первоначально явное предпочтение отдавали внешней стороне модели, о чем наглядно свидетельствовало все царствование павла i и начало правления александра i, который в результате полученного от отца военного воспитания унаследовал чрезмерное увлечение «фрунтовой» службой. многие современники отмечали, что гатчинский дух и традиции оставили в нем глубокий след, и в первые годы царствования он никак не следовал по стопам «победного века екатерины». затем поражения 1805 и 1807 гг. выдвинули на авансцену военачальников? практиков и заставили правительственные круги активно проводить реформы в армии в духе тактики колонн и рассыпного строя, а многие элементы являлись прямыми заимствованиями военного дела у французов. к 1815 г. резко возросший авторитет россии в европе опирался на овеянные героизмом последних походов войска. но не случайно самобытный военный ? эмигрант а.а. керсновский, назвав взятие парижа «апогеем славы», сделал печальный вывод о том, что «этим радостным видением закончился золотой век нашей » (691) .
после кровавых испытаний целой чередой войн начала хiх столетия войска представляли грозную боевую силу, и с ними вряд ли кто мог сравниться в европе на тот момент. ореолом воинской славы до последних дней своей жизни были окружены и многие генералы, получившие европейскую известность. но с окончанием наполеоновских войн начался новый период, характеризовавшийся очередным витком влияния в жизни армии. показателем этого стал в 1815 г. знаменитый смотр войск в вертю. возобладало мнение, что огромную по численности армию? победительницу, разболтавшуюся на войне («война испортила войска»), нужно было «подтянуть», и в первую очередь в строевом отношении. александр i был всегда любителем плаца не менее, чем его родитель. он свято верил в спасительность подобных идей, значительно ослабевших за военное десятилетие, так как боевые условия не способствовали развитию шагистики, увлечению и смотрами.
с 1815 г. на передний план вышла чисто внешняя сторона армейской действительности: разводы, плац? парады, церемониальные марши тихим и скорым шагом, красота строя, муштра, доведение до автоматизма манипуляций с оружием, выправка, этишкеты, ремешки и т.п. армия втянулась в каждодневную рутину экзерцирмейстерства в ущерб боевой подготовке. можно полностью согласиться с мнением известного а. баиова о том, что в этот период «гатчинский режим восторжествовал окончательно и стал господствовать безраздельно, с течением времени все больше и больше приближаясь к идеалу, начертанному императором павлом, и даже во многом превосходя его» (692) . изменились и критерии успеха по службе. они стали измеряться не заслугами на полях сражений, а строевыми «достижениями» и «удачами», доскональным знанием «фрунтовой» и «ремешковой» науки, уставными мелочами. значительная часть боевых офицеров и генералов покинула армейские ряды, а взамен их стал нарождаться новый тип «отцов? командиров» (удачно выведенный в образе грибоедовского скалозуба), для которых премудрость военного искусства заключалась в выправке, в вытягивании носков, в параллельности шеренг, в неподвижности ружей при маршировке и т.п.