История, опубликовано 09.01.2019 16:01
На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе предварительно Составьте Составьте план своего рассказа Постарайтесь чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа
Ответ оставил: Гость
В золотоордынских нумизматических коллекциях XIX века имелось несколько монет, чеканенных в неизвестном доселе для исследователей городе. Основатель русской арабистики Френ Х. М. указывал, что имеющаяся на них надпись из четырех арабских букв «Мхси» может выговариваться весьма различно: Мехси, Меххси, Муджеи, Муххши и т. д. Однако в своей работе «Монеты ханов улуса Джучиева или Золотой Орды с монетами разных иных мухаммеданских династий» он этот город предпочитал называть как «Мухши» .
В 1916 году во время первой мировой войны русские солдаты, роя окопы вблизи Наровчата, нашли множество старинных вещей, время создания которых относится к XIV – XV вв. Здесь был расположен учебный пункт, в котором обучали новобранцев перед их отправкой на фронт. Среди найденных в ходе земляных работ предметов было большое количество монет с уже знакомым Френу чеканом, который саратовский археолог Кротков А. А. прочел как «Мохши» . С тех пор это название стало общепринятым, хотя так арабскими буквами писали брахманское слово «мокша» . И город правильнее было бы называть Мокша. Одна – две монеты с чеканом «Мокша» и ранее встречались в ряде золотоордынских городов. А тут – целая россыпь. Вследствие чего Кротковым был сделан вывод: на этом месте в XIV веке находился неизвестный доселе город, где эти монеты и чеканились.
Упоминания о городе Мокша (Мохши) нет ни в одном из доступных для исследователей манускриптов. Марокканец Идриси (Эдриси) , время жизни которого относят к 1100 – 1165 гг. , в своей географии упоминает: <Буртасы – народы этой страны, соседи хазар. Они имеют деревянные дома и войлочные юрты, их города в числе двух – Бартас и Саван>.Как показали проведенные в 60-х годах ХХ века под руководством московского археолога Алиховой А. Е. раскопки, город Мокша выходил далеко за пределы современного села Наровчат. К юго-западу от него, в 2-3 км от центра, у слободы Старая Сотня было обнаружено обширное кладбище, одна часть которого была буртасской, вторая – мусульманской и, возможно, иудейской. Здесь прослеживались развалы кирпичных построек, которые Алихова уверенно определила как мусульманские мавзолеи. На месте нынешнего Покровского собора некогда возвышалась белокаменная соборная мечеть. В нем, возможно, по приказу Узбека, окончательно поправшего требование чингисхановой Ясы о равном подходе ко всем верованиям, ислам был провозглашен в качестве официальной религии Золотой Орды. Но, видимо, это белокаменное здание было построено задолго до Узбека и изначально представляло собой вовсе не мусульманскую постройку. Русские летописи сообщают, что хан Узбек стал мусульманином в год своего восшествия на престол, то есть в 1313 году. В анонимном сочинении «Родословие тюрков» сообщается: <Говорят, что после восшествия на ханский престол до истечения восьми лет он (Узбек – В. П. ) проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт – и – Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи) >. Возможно, речь в этом сочинении идет о стране Буртас. От города Мокша сохранились не только мусульманские мавзолеи и кладбище. В местечке Красный Ключ, которое находится за пределами современного Наровчата, были вскрыты ряд гражданских построек и печь для обжига кирпичей. В центре поля, на самом высоком месте, обнаружены и остатки здания размерами 7,7 х 6 м, служившего чем - то вроде харчевни. Пол в нем также обогревался горячим дымом. Главной же отличительной особенностью, позволяющей судить о назначении этой постройки, является расположенный в ее центре погреб. В нем были обнаружены осколки от стеклянной и поливной посуды, три монеты. Одна из них была чеканена в г. Мокша (год чекана не определен) , две - в Сарай - ал - Махруси в 710 г. х. (1310 – 1311 гг.) . Находимые около обнаруженных построек глиняные трубы, один фрагмент которых экспонируется в краеведческом музее Наровчата, свидетельствуют и о существовании в этом древнем городе водопровода.
Ответ оставил: Гость
К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах.
Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.
Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах.
Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.
История, опубликовано 09.01.2019 16:01
История, опубликовано 09.01.2019 16:01
История, опубликовано 09.01.2019 16:01
История, опубликовано 09.01.2019 16:01