Какие исторические события произошедшие в конце XVI в начале XIV в нашли отражение в культуре этого периода
С XIV по XVI вв. средневековая Русь переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды. Это время связано с объединением русских земель вокруг Москвы и созданием тем самым единого русского государства – Московской Руси, а также возникновением великорусской народности.
Вражеские нашествия не только разорили, - они поработили русскую землю, легли тяжким бременем на нравственное сознание и волю народа. Однако, несмотря на весь гнет завоевателей, в недрах народной жизни таился родник неисчерпаемого нравственного мужества – что является особенностью русского народа преодолевать самые тяжкие невзгоды и "подниматься из пепла".
Упадок русской культуры, сменяется ее возрождением со второй половины XIV в. и дальнейшем развитием. Подъем русской культуры был обусловлен первой крупной победой московского князя Дмитрия Донского над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380г. ) – самом крупном сражением средневековой истории. Это событие стало важным шагом на пути освобождения от ордынского ига.
Куликовская битва не привела к свержению ига, но на Куликовсском поле был окончательно побежден "страх ордынский";
Куликовская битва возрождению национального самосознания, обусловленное тем, что русские войска, являлись общерусскими по территориальному участию и общенародными по составу (под знаменем московского князя сражались и княжеские и боярские дружины, многочисленные городские и крестьянские рати) . Суздальцы, владимирцы, ростовцы и псковичи пошли сражаться на Куликовом поле как представители своих княжеств, а вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах, и объединенные общей идеей – идеей единства Русской земли.
С этого события началось постепенное собирание русских земель вокруг Москвы, формирование великорусской народности – преемницы древнерусской народности. Культура русских земель имела общую историческую основу в древней Руси.
Объединение в XIV-XVвв. феодальных княжеств вокруг Москвы положило начало формированию единой общерусской культуры, национального самосознания русского народа. Русская культура этого периода развивается в тесной связи с задачами государственного объединения страны, в борьбе с остатками Золотой Орды. С конца XVв. средневековая Русь начинает приобретать новое наименование "Россия".
Политическое объединение в условиях отсутствия экономических предпосылок требовало сверхжесткой централизации, безусловного подчинения воли и власти московского государя.
XV-XVI вв. стали переломным для историко-культурного развития русских земель. В 1480 г. были ликвидированы последние остатки зависимости от татаро-монгольского ига и борьба с западными соседями. Завершается процесс образования единого русского государства и формирование русской народности.
В конце XV-XVIвв. происходит объединение местных культур, которое положило начало общерусской культуре, основные черты которой сохранились и в последующие века. Это:
подъем культуры русского народа, связанный с процессом оздоровления страны вследствие избавления от монголо-татарского ига;
соборность как единственно возможный существования российской цивилизации и культуры;
патриотизм, рожденный мужеством и памятью о в истории и культуре русского народа;
В это время развернулось широкое градостроительство, налаживались международные торговые связи.
Объяснение:
Кн БЫТИЯ (евр. Брешит, В начале; греч. genesiV - дословно происхождение, становление) разделяется на две неравные части: описание происхождения мира и человека (1-11) и история праотцев народа Божия (12-50). Первая часть - как бы пропилеи, вводящие в историю, о которой повествует вся Библия. Сказание о творении мира (шестоднев) восходит к Моисею. В основу этого образного описания легла схема евр. недели. Образ этот не следует понимать в буквальном смысле: "Не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные - говорит ап. Петр (2 Макк 7:28). Его создание есть тайна божественной любви. "Земля и небо" означают вселенную в целом. Многие толкователи усматривают в слове "небо" указание на духовный (ангельский) мир, созданный одновременно с первоматерией.
Далее Бытие описывает сотворение мира и человека, грехопадение и его последствия, постепенное развращение людей и постигшее их наказание. Происшедший затем от Ноя род расселяется по земле. Генеалогические же таблицы все суживаются и, наконец, ограничиваются родом Авраама, отца избранного народа. История праотцев (12-50) описывает события из жизни великих предков: Авраама, человека веры, послушание которого вознаграждается: Бог обещает ему многочисленных потомков и Святую Землю, которая станет их наследием (12:1-25:8); Иакова, отличающегося хитростью: выдав себя за старшего брата, Исава, он получает благословение своего отца Исаака и затем превосходит изворотливостью своего дядю Лавана; однако его ловкость оказалась бы напрасной, если бы Бог не предпочел его Исаву и не возобновил в его пользу обетования, данные Аврааму, и заключенный с ним союз (25:19-36). Бог избирает людей не только высокого нравственного уровня, ибо он может исцелить всякого человека, открывающегося Ему, как бы он ни был греховен. По сравнению с Авраамом и Иаковом Исаак выглядит довольно бледно. О его жизни говорится главным образом в связи с его отцом или сыном. Двенадцать сыновей Иакова - родоначальники двенадцати колен Израилевых. Одному из них посвящена последняя часть кн Бытия: гл 37-50 - биография Иосифа. В них описывается, как добродетель мудрого вознаграждается и Божественное Провидение обращает зло в добро (Быт 50:20).
Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.
Писания Ветхого Завета в древнееврейском составе делятся на три части:
1. Закон (Тора) , к которому относятся пять книг Моисея, — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Пророки (Небиим) — книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-я и 2-я Самуила (1-я и 2-я Царств) , 1-я и 2-я Царств (3-я и 4-я Царств) , Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля и, наконец, 12 малых пророков — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, — которые объединились в 7 книг по Иосифу Флавию и в 9 — по Талмуду.
3. Писания (Кетубим) , к которым относятся остальные книги, — Псалтирь, Притчи, Иова, Песни Песней, Екклесиаста, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и две книги Паралипоменон.