Напишите сочинение на тему " россии в произведениях пушкина и лермонтова" . план. 1. вступление. объект внимания со времен зарождения . 2. россии в произведениях лермонтова и пушкина. - которые ставили писатели, которые
обращались к россии: а). в произведениях пушкина( борис годунов, медный всадник, песнь о вещем олеге). б). в произведениях лермонтова( песня купца калашникова, бородино). 3. пушкин и лермонтов - продолжатели традиций обращения
к в произведениях.
россии в произведениях а.с.пушкина и м.ю.лермонтова
прошлое каждого народа неповторимо. со времен зарождения всегда была объектом пристального внимания. в древности особого внимания заслуживал писатель и монах киево-печерского монастыря нестор. сохранились его «чтение» о князьях борисе и глебе, «житие феодосия», а главное, - «повесть временных лет» о прошлом земли. именно в ней нестор сумел живо и образно рассказать о возникновении руси, о деяниях князей. внес свою лепту в и владимир мономах. его «поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя. особое место в древней руси занимает «слово о полку игореве». именно в нем воплотились характерные черты того времени: живая связь с действительностью. а в начале 19 века начинает писать свою « государства российского» н.м.карамзин. именно это произведение должно было открыть национальную для человека.
тематика интересовала писателей во все времена. не обошли ее в своем творчестве и такие мастера, как а.с. пушкин и м.ю. лермонтов. они неоднократно обращались к прошлому своей родины.
а.с.пушкина интересовала личность ивана грозного и его эпоха, не обошел писатель вниманием и петра i. изучал а.с. пушкин и летописи. из «повести временных лет» почерпнул поэт сюжет «песни о вещем олеге». он описал времена, когда на руси существовало язычество. и перед читателем раскрывается мир древней руси, боевые подвиги, традиции, яркие художественные образы князя олега и волхва. и встретившийся олегу кудесник не умаляет заслуг князя:
победой прославлено имя твое; твой щит на вратах цареграда…
но примешь ты смерть от коня своего…
повествование под пером художника превратилось в глубокое философское размышление о человеке и судьбе, о неотвратимости рока, о непозволительности человека смеяться над судьбой.
проблема народа, его роли в ставится в трагедии а. с. пушкина «борис годунов». в изложении событий, развертывающихся в трагедии, пушкин в основном следовал за « государства российского» н.м. карамзина. 16 век… смутное время… борис годунов, пришедший к власти, для чего вынужден был отправить на смерть малолетнего царевича дмитрия. и пушкин показывает, как тяжело даётся годунову его царствование. ощущение ужаса не покидает царя. страдание, крик души слышны в его словах: «…мальчики кровавые в глазах», «жалок тот, в ком совесть не чиста». интересен в трагедии образ летописца пимена, который хочет поведать потомкам правду . и главное в трагедии - это народ, это реальное действующее лицо, наделенное собственным голосом, имеющее сложный и противоречивый характер, раскрывающийся на всем протяжении пьесы в зависимости от обстоятельств. наряду с образами реальных лиц а. с. пушкин выводит в своей трагедии и образы вымышленные, пытаясь, однако, наделить их чертами, характерными для людей той эпохи. и вот эпоха петра i, о которой а.с.пушкин поведал в своих поэмах «полтава» и «медный всадник». после победы над петр i повелевает построить северную столицу на берегах невы:
отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен на зло надменному соседу.
но петербург строится на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей. государь, который в поэме выступает под местоимением «он», смотрит в будущее:
сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам…
но не замечает тех, кто плывет в одиноком челне и ютится в редких хижинах на берегу.
и зловещее наводнение усиливает конфликт между «строителем чудотворным» и маленьким человеком, обычным горожанином бедным евгением, потерявшим в этой трагедии любимую девушку и свою жизнь. и а.с.пушкин показал в «медном всаднике» две правды - простого человека и государственного деятеля, которые не уступают одна другой.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Листок» рассказывает о душевных исканиях человека в чуждом для него обществе. Он одинок, и кажется лишним в этом мире. Поэт использовал аллегорию, рассказывал о скитании лирического героя стихотворения, описывал природу. От родной ветки оторвался вовсе не листок – а сам поэт, который живёт и ищет в чужом для него мире. Он очень одинок, при этом умён, мудр.
Лирический герой стихотворения Лермонтова «Листок» очень сильно тоскует, его гнетёт собственное одиночество и безразличие к нему окружающих людей. Тема «лишнего человека» неоднократно проявлялась в творчестве поэта. Очень часто он показывал одиночество и отчуждённость Поэта. И стихотворение Лермонтова «Листок» , на мой взгляд, стоит на одной полке с другими произведениями автора – «Пророк» , «Поэт» , «Белеет парус одинокий… » и многими другими.
Лирический герой стихотворения «Листок» оторвался от дуба. И поэт недаром взял именно это дерево – ведь он «вырос в отчизне сурово» . Главным в сюжетной линии этого произведения является противопоставление дубового листка и листьев чинары. Какая огромная пропасть между ними! И её никогда не получится преодолеть! И на фоне благополучной жизни чинары, горесть и трудности дубового листка кажутся ещё более тяжёлыми, печальными и трагичными.
Мне кажется, что в своё стихотворение «Листок» Лермонтов внёс немало моментов из собственной жизни. Мотив жизни изгнанника, одиночество. Это произведение очень грустное и печальное, но, тем не менее, моё самоё любимое в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.