Напишите сочинение на тему сатира и ирония в комедии недоросль
6
только не из интернета
большое за ранее
ответ:
сочинение
в комедии “недоросль” фонвизин изображает пороки современного ему общества. его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. это первая в драматургии социально-политическая комедия.
центральная героиня пьесы — простакова. она хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына митрофана. “то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. никто не смеет противиться ее власти: “разве я не властна в своих людях”. но в образе простаковой есть и трагические элементы. эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” любит и искренне заботится о своем сыне. в конце пьесы, отвергнутая митрофаном, она становится униженной и жалкой:
— один ты остался у меня.
— да
— нет у меня
основным способом создания характера простаковой является речевая характеристика. язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. слуг простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”. к митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “душенька”. гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”.
с образом митрофана в пьесе связана важная для просветительской идея воспитания. митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. от родительницы он унаследовал спесивость и грубость. к свято преданной ему еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. воспитание и обучение митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. французскому языку его учит вральман, точным наукам — отставной сержант цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике — семинарист кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “познания” митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. но его отношение к еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — “зоологизация”. собравшись жениться, скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. вральману кажется, что, живя с простаковыми, он жил “фсе с лошатками”. таким образом автор подчеркивает мысль о “животной” низменности окружающего мира.
несмотря на то, что жанр пьесы “недоросль” — комедия, фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. автор рисует ряд положительных персонажей — стародум, правдин, софья, милон. эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. этот драматургический прием поистине означает переворот в просветительской — от .критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
отражая актуальные для своего времени проблемы, фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
Его дочь Фрося тоже не может сидеть сложа руки. Проводив мужа в командировку, она идет в клуб, но чувствует, что не хочет одна развлекаться. Тогда Фрося приходит на вокзал, чтобы узнать, как доехал курьерский поезд, на котором отправился в дорогу муж. Ничего толком не узнав, Фрося берется помогать бригаде рабочих выгребать шлаковую яму. После работы она с новой подругой идет в клуб, но танцы не приносят радости, так как муж ее далеко, а случайные кавалеры заменить его не могут. Женщина бросает учебу на курсах железнодорожной связи, которую она воспринимала через призму мыслей супруга. Она буквально растворяется в мыслях о любви к мужу. Когда от Федора не приходят письма, Фрося устраивается в почтовое отделение письмоносцем. Встречаясь по долгу службы с многими людьми, она скоро понимает простую истину: «Жизнь нигде не имела пустоты и спокойствия».
На фоне рассуждений об отношении героев рассказа к труду А.П. Платонов показывает их скромный быт. Муж Фроси не ценит и не копит деньги. Питается семья очень скромно (чай с сушками, вчерашние макароны). Из повествования видно, что так живут и другие семьи: Наташа Букова мечтает попить с мужем фруктовой воды, а соседи Фроси в который раз откладывают замену обветшавшего белья. Становится очевидным, что герои рассказа работают не ради денег, а просто из-за потребности делать свое дело в жизни.
Фрося же, скучая без мужа, решается вызвать его ложной телеграммой о том, что она при смерти. Тот сразу же приезжает. Начинается счастливое время. День за днем герои наслаждаются своей любовью, каждый раз откладывая дела (работу, учебу). На десятый день Федор, муж Фроси, все-таки уезжает опять на Дальний Восток. Мещанскому семейному счастью герой предпочитает окрыляющее его дело.
В рассказе есть еще один важный для понимания произведения образ — соседский мальчик, играющий на губной гармонии. Героиня приглашает его в гости и понимает, что «этот человек, наверно, и был тем человечеством, о котором Федор говорил ей милые слова».
Муж Фроси искренне любит ее, но он не может позволить себе потратить всю жизнь на собственные наслаждения. Глобальные мечты о счастье всех людей, всего человечества заставляют его включаться в самые смелые проекты.
В этом рассказе А.П. Платонов подчеркивает одну из своих излюбленных идей о том, что человек должен жить ради дела, а не ради мирских утех. Так жили наши предки из поколения в поколение. Так назначено жить и нам. Не случайно в разговоре с дочерью отец Фроси рассказывает о том, как ждала его с работы жена, и говорит о том, что и Фросе надо так преданно ждать мужа. В финале рассказа Фрося смиряется со своей судьбой. Ее внимание к соседскому мальчику заставляет читателя верить в то, что сбудется ее мечта и у нее скоро тоже появится похожий на Федора ребенок. Это событие наполнило бы ее жизнь смыслом и истинным счастьем.