Сочинение "уважительное отношение л. н. толсого к жизни обычаям горцев
лингвисты, слависты, этнографы xxi в. активно разрабатывают направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания. основы такого подхода были заложены в.гумбольдта, а.а.потебни и других ученых. например, в.гумбольдт утверждал: «границы языка моей нации означают границы моего мировоззрения» [гумбольдт: 123-134].
язык не только отражает реальность, но интерпретирует ее, создавая особую реальность, в которой живет человек. именно поэтому философия рубежа тысячелетий развивается на базе использования языка. а.м.хайдеггер, мыслитель нашего времени, назвал язык «домом бытия» [хайдеггер: 233]. поэтому и этнолингвистика как наука, раскрывающая соотношение язык - этнос - культура, занимает авангардные методологические позиции в системе всякого гуманитарного знания, и обойтись без ее при изучении языковых особенностей художественного текста невозможно.
как известно, методологической основой этнолингвистики является семиотический изоморфизм языка и этнической культуры как знаковых систем, соотнесённость языков мира с этническими общностями, выполнение языком этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций.
язык как зеркало народной культуры, народной психологии и философии, во многих случаях как единственный источник народа и его духа давно воспринимался таковым и использовался культурологами, мифологами, этнологами, лингвистами в их разысканиях. язык - наиболее плодотворный путь к разгадке тайны человека и характера народов. в связи с этим, основные положения концепции учения гумбольдта:
1) материальная и духовная культура воплощаются в языке