Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01
В чём смысл произедения Лескова человек на часах ?
Ответ оставил: Гость
Анализ рассказа н. лескова «человек на часах» в основе сюжета рассказа николая лескова «человек на часах» лежит нравственная проблема. это проблема человеческого долга. герой рассказа, часовой дворцового караула постников, оказывается перед сложнейшим выбором. стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде невы человека. кругом ночь. долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. «непослушное сердце» - так ощущает его постников. но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела. во времена царя николая i россии в войсках были приняты такие правила. долг службы и страх держат солдата на месте. в итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству. композиция рассказа н. лескова «человек на часах» построена хронологически. сначала это ощущения самого постникова, стоящего перед выбором. затем описываются дальнейшие действия его начальства. автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: «беда! страшное несчастие постигло! ». и начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост. художественными приемами лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм. идея рассказа н. лескова «человек на часах» - нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и «показухе». в такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, «вид». бессовестным образом полицмейстер и подполковник, кокошкин и свиньин «заметают следы» подвига часового. медаль о спасении присваивается другому человеку. это офицер, который «засек» постникова «на месте преступления». они обманывают даже самого спасенного, который хочет за спасителя в храме. тема рассказа н. лескова «человек на часах» - тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма. центральные образы рассказа «человек на часах»: это образ самого постникова, человека, верного как долгу, так и человечности. он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. постников способен жертвовать собой ради другого. это простой и забитый человек, он искренне считает, что «богу и государю виноват», отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь. также интересен образ свиньина. это тип человека, погрязшего в формализме. его фамилия тоже из разряда «говорящих». больше всего свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства. он сначала сажает постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался. спасение человека он презрительно называет «гуманерией». свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: «нечего разводить либеральные идеи! ». вынужден повиноваться ему и капитан миллер. этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг постникова, может быть, больше, чем сам солдат. но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает постникова. уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо. говорю сразу это копия из интернета
Ответ оставил: Гость
Польский режиссер А. Вайда определял мещанина так: "Это человек, который любой ценой хочет испытать удовольствие". Вот как определяется "принцип удовольствия" в одном из современных психологических словарей: "тенденция к немедленному и полному снятию напряжения, без мысли о последствиях". Несколько разных авторов дают близкие определения мещанства. Ф. Ницше устами Заратустры говорит о подобных людях: "И стали они нагло жить в кратких наслаждениях, и почти не имели целей за пределами текущего дня". Большой знаток мещанства М.М. Зощенко: эти люди живут "без всяких особых намерений". Ф.М. Достоевский: "Реализм, ограничивающийся кончиком своего носа, опаснее самой безумной фантастичности, потому что слеп". Мещанские души - ограниченные, прикованные к ближайшим интересам и целям. Не люди, а какие-то автономные модули внутри "матрицы". -ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОСИМЫ К БОЛЬШИНСТВУ НЫНЕШНИХ ЛЮДЕЙ. ДВОРЯНЕ ЖЕ, МОГУТ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ, НО ТЯНУТЬСЯ К ВЫСШЕМУ, ДУХОВНОМУ.
Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01
Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01
Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01
Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01