Сочинение
Как трудности формированию характера? (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
План ( с комментариями, о чем писать в каждом абзаце)
1) Автобиографический рассказ «Уроки французского». (Расскажите о прочитанном произведении, истории его создания и задаче, которую ставил перед собой автор, если забыли, пересмотрите видеоматериалы на РЭШ)
2) Какие испытания в детстве главный герой и так это формированию его характера? (Перечислите проблемы, с которыми пришлось столкнуться главному герою, расскажите о том, как он самостоятельно, мужественно и гордо выходил из всех ситуаций, подумайте, какие качества героя проявились в разных ситуациях, что в нем уже было, а что возникло в результате пережитых трудностей, оцените его поведение)
3) Читательские впечатления (Расскажите о том, какое впечатление произвел на вас рассказ)
Анализ «Уроки французского» Распутин
Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.
Краткий анализ
Год написания – 1973.
История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”
Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.
Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.
Жанр – рассказ.
Направление – деревенская проза.История создания
Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.
По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся
В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.
В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство её от будней и тоски по дому.
Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что другим, мы и себе. Оказывая мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.
Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было рас в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.
Цель – познакомить учащихся со сказкой – былью А. Платонова, работать над умением составлять план сказки: цитатный и вопросный; учить умению давать характеристику героям сказа, находить в тексте аргументы для подтверждения ответов на вопросы.
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний. Чтение статьи в учебнике о Платонове самостоятельно.
1) Зачитать вслух фразы, которые показались наиболее важными.
«Каждый человек должен понять, что только он сам может, если захочет, изменить жизнь и свою унылую действительность к лучшему, сделать жизнь умнее, добрее и красивее».
2) Подумайте, нет ли противоречия в определении жанра произведения «Солдат и царица» - сказка – быль.( Учащиеся предполагают, что это бытовая сказка).
III. Чтение сказки – были учителем.
IV. Вопросы для обсуждения.
1) Чем необычна сказка?
2) Какие похожие истории об обмене ролями вам известны? («Принц и нищий» Марк Твена)
3) Почему автор назвал своё произведение сказка-быль? (Главный герой – солдат. Автор подчёркивает, что рассказчик – свидетель событий, обычный человек). Приведите примеры. (Приводят примеры его высказываний: «Царица совсем оробела, сидит перед ним и трясётся от страха». «Да хвать сапожника по затылку» и т. д.).
4) Какие приметы народной сказки есть в этом произведении?
5) Перескажите сюжет сказки.
V. Самостоятельная работа (по вариантам)
Задание. Составить цитатный план: 1 вариант - тезисный;
2 вариант - вопросный. (Планы сопоставляются, РТ, стр.43.)
Индивидуальное задание. Пересказать сюжет сказки.
VI. Работа в группе. (Обсуждаем, предполагаем, делаем вывод).
1) Почему солдат обратился за помощью к дураку?
2) Как ведут себя царица и сапожница, поменявшись местами? Сравните их.
3) Какими словами мы характеризуем царицу, какими сапожницу?
4) Почему сапожница вернулась домой?
5) Почему царица не отменила указ сапожницы?
6) Изменилась ли царица?
Вывод: царица вовсе не изменилась. «Искипело злобой сердце царицы», - говорит рассказчик. В конце же замечает: «Царице веры нету и не будет». Она сдерживает себя и боится снова проснуться в доме сапожника. Нос вой характер царица не поменяла. Наверное, поэтому перед нами не просто сказка, а сказка-быль.
Рефлексия. 1) Грустная это сказка или весёлая?
2)Откуда берется зло в жизни людей.