!!! Создание цикла "времена года" Чайковского
идея цикла и заглавия пьес принадлежала н. м. бернарду, издателю журнала «нувеллист», с которым петр ильич сотрудничал с 1873 года. примерно в ноябре 1875 года бернард посылает чайковскому заказ на фортепианный цикл. письмо бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «получил ваше письмо. вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить вам. я пришлю вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я расположен теперь заняться фортепианными пьесками. ваш чайковский. все ваши заглавия я сохраняю». следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.
в декабре того же года в журнале «нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес чайковского. о работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в москве. 13 декабря 1875 года композитор писал н. м. бернарду: «сегодня утром, а может быть и вчера еще вам высланы по почте две первые пьесы я не без некоторого страха препроводил их к вам: боюсь, что вам покажется длинно и скверно. прошу вас откровенно высказать ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду ваши замечания при сочинении следующих пиэс. < …> если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом < …> если вы пожелаете пересочинения „масленицы“, то, , не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я вам напишу другую. вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений»пьесы, очевидно, удовлетворили н. м. бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом
Они возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум») , исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Скоромохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.