Категория теории казах. лит-ры. об особенностях к. с. первым написал ш. уалиханов. понятие к. с. как категорию теории лит-ры первым исследовал и обосновал а. байтурсынов в кн. «әдебиет танытқыш» (1926). он научно подтвердил теорию казах. стиха, выделяя виды строф, размеры стихотворных строк, стихотворные течения и рифмы, чередование строк. чтобы отличить ритмику слога от ритмики стиха, он предложил назвать ритмику слога «жорнақ», отмечая, что она создается в зависимости от природы яз. тремя путями: 1) яз., в к-рых гласные звуки имеют краткость; 2) яз., в к-рых ударные слоги одинаковые; 3) яз., в к-рых слоги неодинаковые. термины, введенные а. байтурсыновым в к. с.: 1) рис. стиха — «айшық», имеет четыре разновидности; 2) промежуток между голосовыми волнами, ощущаемый при чтении стиха, — «бунақ»; 3) слог внутри строки — «буын»; 4) граница между голосовыми волнами внутри строки — «кезең»; 5) порядок стихотворного рис. — «тармақ» и «шумақ» (строка и строфа). ученый доказал, что к. с. относится к силлабич. стихотворной системе. кроме того, он впервые показал, что абай был реформатором в развитии стихотворного рис., используя ритмико-интонац. богатство казах. поэзии. абай проявил исключит. мастерство при введении новых размеров, строф, разновидностей рифм, он по-новому использовал ранее известные размеры. после абая эту традицию продолжили с. сейфуллин, м. жумабаев, с. торайгыров, и. жансугуров. по мнению акад. з. ахметова, в казах. стихах (жыр) издавна чередовались семисложные и восьмисложные строки (4 слога — 3 слога; 3 слога — 2 сло- га — 3 слога). в нар. поэзии одним из др. стихотворных рисунков явл-ся использование семи-восьмисложных строк. обычно эпич. дастаны (поэмы) и толгау (размышления) исполнялись в ритме желдирме (речитативное пение), имели семи-восьмисложные строки. произв. в виде больших стихотворных частей назывались «жыр». эта стихотворная форма характерна для эпич. поэзии. наряду с этим, в нар. поэзии широко использовался одиннадцатисложный стих (4 слога — 3 слога — 4 слога, или 3 слога — 4 слога — 4 слога). этот размер использовался в нар. песнях, стихах, дастанах (поэмах), во время айтысов. наиболее часто в казах. поэзии используются стихотворные размеры: семисложный, семи-восьмисложный, одиннадцатисложный. шестисложные, четырехсложные встречаются редко. в стихах, где кол-во слогов превышает одиннадцать слогов, напр., четырнадцатисложный, пятнадцатисложный, получается составная строка, т. е. две семисложные строки, две восьмисложные строки. наиболее др. стихотворным размером у тюркояз. нар. был семисложный стих.источник: © e-history.kz